Евросоюзом был выдвинут
регламент, согласно которому число парниковых газов с содержанием фтора должно
быть сокращено на 79% от текущего показателя. Дата завершения процесса – 2030
год. С этих пор многие крупные производители вынуждены переходить к использованию
более безопасных хладагентов.
Один из них уже есть, его разработала компания Daikin из Японии – однокомпонентный хладагент R32. Он энергоэффективен и безопасен для окружающей среды. Название его химической формулы – дифторметан. На протяжении долгого времени он уже использовался, но как компонент R410A (вида хладагента, в котором поровну замешаны R32 и R125).
В качестве самостоятельного хладагента R32 был использован в 2012 году. В ходе исследований было выяснено, что в чистом виде он эффективнее, нежели как компонент смеси. С тех пор большинство крупных производителей начали выпускать кондиционеры с R32. Австралия, Таиланд, Новая Зеландия, Индия и Вьетнам – первые страны, где они появились. Потом их завезли и в Европу.
Корпорация Haier – в числе первых в мире, наладившая
выпустившая кондиционеры, к примеру серия Elegant HP(r32), с эффективным и безопасным для экологии хладагентом R32.
Какие были фреоны до появления R32
Хладагент-предшественник –
однокомпонентный R22,
который активно использовался вплоть до 2016 года, пока Евросоюз его не запретил,
аргументируя это тем, что тот негативно сказывается на состоянии окружающей
среды. Также среди фреонов известны и до сих пор в ходу: R410A, R407C, R134A. До 2030 года разрешено их применять, но уже с существенными
ограничениями.
Фреонами нового поколения, помимо
вышеупомянутого R32,
считаются также смеси CO2,
HFO и
углеводороды в виде пропана или бутана. Каждый из них обладает определенными
преимуществами, и в будущем пригодится в той или иной нише. Опять же, в ходе
исследований было выяснено, что для климатической техники и теплового
оборудования (насосов) более всего оптимален R32.
Причины перехода на новый вид хладагента
Поспособствовали тому следующие
факторы:
- Состояние озонового слоя. Сейчас есть даже такое
понятие как «ODP» - Ozone depletion potential. В переводе на
русский – потенциал разрушения озонового слоя. Он определяет силу негативного
воздействия хладагентов на стратосферу. Величина ODP относительна,
при этом фреон и R11 имеют
одинаковую массу, поэтому им присваивается цифра «1». Данный показатель для R32 – 0;
Евросоюз не запрещает использование фреонов R410A, R134A, R32 и аналогичных, так как в них, в отличие от R22, не содержится хлор, известный своим негативным воздействием
на атмосферу. Начиная с 2004 года действуют правила, запрещающие установку
климат-оборудования, работающего с «вредными» фреонами, а с 2015 и с R22.
- Глобальное потепление (потенциал «GWP» - Global warming potential). Он отражает то,
каким образом хладагенты, попавшие в атмосферу, могут влиять на мировую проблему,
связанную с потеплением. Как и в предыдущем случае, величина потенциала
относительна. Для определения вредного воздействия берется 1 кг фреона и 1 кг CO2 (диоксида углерода),
сроком на 100 лет. В сравнении со «старыми» хладагентами, GWP у R32 на порядок ниже. К
примеру, эта цифра для R410A –
2087,5, а для R32 –
675;
- Эквивалент CO2. Данный параметр также отражает влияние на внешнюю среду. Для
его определения перемножают число фреона (в кг) на потенциал GWP. Кондиционеры, работающие с R32 не обладают высоким CO2-эквивалентом, поэтому,
даже случись аварийный выброс, они безопасны для экологии с точки зрения
глобального потепления;
Стоит заметить, что количество F-газов (фторсодержащих) всего 2% от общего числа вырабатываемых сейчас парниковых газов. Несмотря на это ЕС способствует созданию оборудования, которое бы имело низкий эквивалент диоксида углерода. Чтобы сократить количество выбросов, выпускаемая климатическая техника должна работать с хладагентами, потенциал GWP которых низок. Этому уже дали развитие, так, начиная с 2025 года параметр GWP для сплит-систем (с загрузкой не более 3 кг) не должен превышать 750.
- Воспламеняемость. Сегодня R32 считается наиболее трудновоспламеняемым фреоном. Он не вступает в реакции с искрами от бытовой электроники, не «боится» статического тока. Значение предела воспламеняемости – 0,306 кг/м3, и R32 не станет возгораться даже если он ниже. Независимо от факта, что эффективный хладагент практически не горюч, при его транспортировке, установке и эксплуатации кондиционеров требуется соблюдение техники безопасности и строгое следование инструкциям;
- Огнеопасность. Стандарт ISO 817, созданный в 2014 году,
утверждает, что существует 4 класса огнеопасности, действующие для фреонов: 1,
2L, 2, 3, где 1 – не
поддерживающие горение, 3 – высокоопасные. Класс хладагента R32 – 2L;
- Токсичность. По этому параметру R32 аналогичен R410A, то есть малотоксичен. Благодаря
слабогорючести и малотоксичности он лучше всего подходит для бытовых
сплит-систем;
- Цена. Стоит он относительно недорого, что не
станет причиной подорожания техники, использующей фреоны нового поколения (цена
аналогична моделям кондиционеров с R410A);
- Параметр энергоэффективности. R32 более вязкий, в сравнении с предшественниками, поэтому не становится причиной потери давления в контурах сплит-системы, из-за чего энергия расходуется попусту. R32 на 5% эффективнее R410A. Сам параметр энергоэффективности применим для многих видов бытовой техники и выражается буквами: от A до G. К примеру, новая серия кондиционеров Haier Elegant DC-Inverter HP, которые работают на R32, относятся к классу A. Встречаются модели с классом A+, A++, A+++, где «плюс» говорит о применимых технологиях, повышающих энергоэффективность;
- Экономичность. Сплит-система требует меньшее количество R32, в сравнении с R410A. Это позволило уменьшить габариты изготавливаемой климатической техники. К тому же, новый фреон – однокомпонентное вещество, что подразумевает подзаправку.
Сравнение R32 с другими хладагентами
R32 | HFO (гидрофторолефины) | CO2 | Углеводороды |
GWP – 675 | GWP еще ниже | GWP – 1 | Низкий GWP |
Энергоэффективен | По характеристикам аналогичен R134A | Ограничения по применению (низкая критическая
температура) | Применим для коммерческого и мобильного оборудования |
Недорог в производстве | Не может служить заменой R410A (меньшая
энергоэффективность, низкие параметры давления) | Высокое рабочее давление (что повышает цену
производства) | По цене и энергоэффективности аналогичен HFO |
Позволяет делать компактное оборудование (малые объемы заправки) | Нетоксичен | Возможны утечки (если сплит-система выключена) | Горюч, взрывоопасен |
Слабогорюч
Нетоксичен | Слабогорюч | Негорюч |
Фреон R32 энергоэффективен и безопасен (если судить по GWP) и требует меньшего объема заправки, в сравнении с тем же R410A. Исходя из этого, он отвечает требованиям ЕС и может в ближайшее время стать основным. Кроме того, он не повышает цену климатического оборудования, может быть повторно использован, легок в переработке и утилизации.
Источник: Хайер-СПб.РФ